четверг, 2 июля 2020 г.

Трамвайное депо Верстен - НУ НАДО ЖЕ!


Для начала следует напомнить, что до 1929 года Бенрат не входил в состав Дюссельдорфа, а существовал как самостоятельная земельная коммуна. Это раздражало правительство Дюссельдорфа, поскольку ещё в 1898 году независимая Бенратская трамвайная сеть протянула свой нестандартной метровой ширины трамвайный щупалец (наглость какая!) почти до центра Дюссельдорфа, точнее до пересечения Кёльнерштрассе с Шмидештрассе, отрезая таким образом возможность  дюссельдорфским трамваям обычной колеи ходить до Хольтхаузена, где развивалось мощное химическое производство предпринимательской семьи Хенкель. Возникла ситуация, при которой рабочие должны были пересаживаться с дюссельдорфского трамвая на Бенратский. И ничего не попишешь, поскольку тогда Хольтхаузен входил в состав Бенрата.

И Дюссельдорф начал действовать. Пока по городу ходила конка (до 21 июня 1900 года), правительство Дюссельдорфа готовилось к «аннексии» бенратской трамвайной сети, поскольку было ясно, что купить Бенратскую сеть — это половина дела, а потом будет нужно переложить все рельсовые пути на нормальную колею. Короче — дело долгое и затратное. Да и дел по расширению трамвайной сети собственно Дюссельдорфа хватало.

Наконец,  деньги были собраны и 1 октября 1911 года дюссельдорфский Райнбан перекупил Бенратскую трамвайную сеть. Переложение колеи продолжалось несколько лет и, наконец, 26 октября 1914 года было открыта новая линия номер 18 Обербильк-Хольтхаузен, а 1 июля 1916 года вошло в строй трамвайное депо Верстен, расположенное на половине этого маршрута.

Итак, запомним эту дату — 1 июля 1916 года. Идёт Первая мировая война, а Дюссельдорф расширяет свою трамвайную сеть. Уже 1 июня 1917 года трамвай номер 18 дотягивают до железнодорожного вокзала Бенрат и теперь трамвайная линия протяжённостью 10 км соединяет два вокзала — центральный Дюссельдорфа и центральный Бенрата на пути к Кёльну. Главная обязанность трамвайного депо Верстена — обслуживать это южное направление Дюссельдорфа. Но не только его. К депо привязывают маршрут на Эллер.  Красивое новое депо в состоянии справиться с нагрузками. У него под крышей два крупных зальных помещения с 14 путями, соседние открытые пути и десятки трамвайных вагонов.

Долгую и работящую жизнь прожило депо.

Но ничего вечного не бывает под Луной. В 1991 году открылось новое центральное депо в Лиренфельде, призванное со временем заменить все остальные трамвайные депо Дюссельдорфа. Такое время подошло и до депо Верстена. Последний трамвай покинул его ворота 10 апреля 1992 года.

Наступили годы неопределённости. Что с ним делать дальше, Снести? Уж слишком жалко такую красоту и историю уничтожать. Стояло депо до 1994 года пустое, пока сюда не переместили три исторических трамвая и группа (клуб) трамвайных фанатов города начала их восстановление. Таким образом депо стало мастерской реставрации трамвайных вагонов (но не музеем трамваев, который к тому времени уже был создан в помещении другого депо).

Началась реставрация трамваев 2151 ((Queen Mary), 2269 (К66) и 2701 (курсировавшего в Нойсе). Два указанных последних вагона были успешно отремонтированы и вернулись в «хозяйство», радуя иногда туристов своими историческим прогулками по городу. А вот с «Королевой Марией» всё оказалось гораздо сложнее. Её восстановление длилось много лет с приостановкой работ в 1996-2012 годах.

В 2003 году  в бывшем депо Верстен был установлен «пришелец 5151» из Ганноверского трамвайного музея, практическим уничтоженный взрывом. Пришлось разобрать вагон «по косточкам» и с нуля восстанавливать. Ювелирная работа, но мужики её сделали!

Захватывающая история и восстановления вагона 119 (на фото рядом), начавшего свой путь в Бенрате как узкоколейного перевозчика в 1935 году. Он курсировал между Бенратом, Хильденом, Вупперталем и Золингеном. После того, как в 1961-1962 годах трамвайные маршруты метровой колеи были закрыты и Бенратская трамвайная сеть окончательно перестала существовать, вагон 119  перекочевал в Верхнюю Австрию и курсировал у озера  Аттерзее под номером VA 26.106. Примерно в 2000 году Дюссельдорф вновь перекупил вагон и в депо Верстен его восстановили.

Но это было потом. А пока, в 1996 году, наступил кризис. Собственник депо стал считать, что ему нет никакой пользы от пустующих «гуляющих» зданий и нужно их кому-то продать. Клуб заволновался, поскольку лишался своей мастерской. Решили, предлагали разные варианты спасения здания и остановились на том, что ладно, мастерские, Бог с ними, но здание можно спасти только одним способом — поставить его под защиту государственного закона как памятника технической культуры. 

Колесо сбора необходимых доказательств завертелось и в конце-концов наступил долгожданный день. Можно было выпить шампанского: 15  декабря 1997 года комиссия утвердила здание Депо Верстена памятником технической культуры под номером «А 1432». Всё. Никто не имел право разрушить теперь это сооружение. Райнбан был недоволен, но продолжал искать покупателей. И таки нашёл!

Покупателем оказалась риэльтерская компания Vivacon из Кёльна, которая сразу же представила план капитального переустройстива депо под жилой комплекс, согласно которому весь внешний вид депо сохранялся, а современные квартиры располагались внутри зданий. Работы начались в октябре 2006 года и первые квартиры были готовы к концу 2007 года.

Как привлечь потенциальных покупателей? История умалчивает, кому в голову пришла идея назвать новый жилой квартал «13 лютых» или, по-русскм — «Чёртовой дюжиной», но это сработало!!! Сюда потянулись желающие поселиться среди стальных конструкций с трамвайными рельсами во дворе.

Люди из бывшего СССР не поймут идеи, но некоторым немцам она понравилась. Дело в том, что в 1962 году немецкий детский писатель Михаэль Энде сочинил свой второй сказочный роман в стиле фэнтези под названием «Джим Пуговица и 13 лютых», где под последним названием в яркой форме был описан пиратский корабль, ходивший по морям под парусами с цифрой «13». Это были настоящие лютые, дикие пираты! Но это же сказка!  Сделавшая имя Энде страшно популярным в Германии. Напоминаю, это было в 1962 году, а в 2006 году (внимание!) в Германии  была организована политическая «Пиратская партия». Усекли мысль о соединении времени постройки жилья и временем создания партии, ставшей в первые свои годы весьма популярной у избирателей. Тем детишкам из 1962 года исполнилось необходимое время для обустройства в жизни.

А при чём здесь жилой комплекс, скажете вы и будете… неправы! Именно «при том». В истории о Джиме Пуговице его другом выступает машинист сказочного локомотива. Теперь ясно? Связать трамвай и локомотив нетрудно.

Но лично у меня есть одно НО. Члены пиратской партии или её поклонники поселились в этом экстравагантном жилом комплексе. Люди в целом состоятельные, имеющие свой бизнес. НО… партия со временем зачахла скукожилась и стала партнёром движения ЛГБТ. Так что не каждый пожелает зайти в широко открытый двор и прогуляться…

Я прогуливался, и не раз, с целью создания ряда фотоснимков для Википедии. Дело было сделано. И вот только теперь наступило время рассказать тебе, дорогой читатель, о тайнах трамвайного депо Верстен. Всё-таки советую прийти, прогуляться по булыжному двору среди хитросплетения рельсов, полюбоваться на фасад депо с сохранившимися номерами въездных ворот, вдохнуть аромат ушедших трамвайных лет.


Адрес: 40591, Düsseldorf-Oberbilk, Prof.-Schwippert-Str. 1- 57.

Счастливой прогулки!

Опочки! Маленькое дополнения против прокола: Хотя депо называлось Верстен, но теперь этот комплекс находится в другом  городском районе  — Обербильк. Теперь не запутаетесь. Фуу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий